Проекты
Первоклассный концерт

Презентация "Применение инновационных технологий обучения по предмету "Театральные игры" в реализации творческого проекта "Первоклассный концерт" (в рамках дополнительной предпрофессиональной программы "Искусство театра")". Петрова А. С., Костырева Т. Г. (МБОУК ДОД ЕДШИ № 15)

Проект «Первоклассный концерт» как инновационная технология обучения по предмету «Театральные игры» (в рамках реализации ДПОП «Искусство театра»)

В настоящее время в детских школах искусств в связи с введением федеральных государственных требований к образовательным программам наблюдается переход на дополнительные предпрофессиональные программы, рассчитанные на 8-летнее обучение детей с 7 лет и 5-летнее обучение с 10 лет. Учебный предмет «Театральные игры» (на его освоение отводится 2 мелкогрупповых часа в неделю) является первой ступенью в комплексе предметов театрального цикла и рассчитан на детей младшего школьного возраста (1 – 2 годы обучения). Он подготавливает учащихся к освоению программы «Основы актерского мастерства», являющейся базовой в структуре предпрофессиональной программы «Искусство театра», и тесно взаимосвязан с другими предметами программы.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, через игру ребенок познает мир. Театральная деятельность удовлетворяет основную потребность ребенка – потребность в игре и создает условия для проявления его творческой активности, самовыражения, развития коммуникативных способностей, а музыкальный компонент театральных занятий расширяет обучающие, развивающие и воспитательные возможности театра.

Цель предмета «Театральные игры» – приобщение ребенка к основам театрального искусства посредством игровой деятельности и устойчивое развитие его творческих способностей. Задачи (по ФГТ):

  • •  обучение развивающим, познавательным, подвижным, народным, сюжетно-ролевым и режиссерским играм;
  • •  обучение логике и последовательности движений во всех комплексных игровых упражнениях;
  • •  развитие внимания, фантазии и воображения;
  • •  развитие музыкальных и ритмических способностей;
  • •  развитие быстроты реакции и сообразительности;
  • •  устранение излишнего мышечного напряжения, зажатости и скованности движений;
  • •  воспитание норм поведения в коллективе при соблюдении определенных правил;
  • •  воспитание выдержки, усидчивости и работоспособности;
  • •  развитие навыков самостоятельного образного мышления;
  • •  воспитание творческой инициативы.


Основу практической части предмета составляют народные, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направлены на создание атмосферы существования в определенных предлагаемых обстоятельствах и осваиваются в игровой методике. Контроль за усвоением программы осуществляется на открытых занятиях в форме показа творческих работ с элементами концерта-спектакля и интерактивных игр с привлечением зрителей.

Известно, что в 1 год занятий спектакль еще не ставят. А первоклассники в том возрасте, когда сам процесс обучения не всегда интересен: они хотят выступать, и каждый родитель, как правило, хочет сразу видеть результат посещения театральных занятий и своего ребенка на сцене.

В поисках новых методов и технологий обучения в 2013-2014 гг. в ЕДШИ №15 стартовал проект «Первоклассный концерт» для учащихся 1 класса по ДПОП «Искусство театра», в котором детям первого года обучения дается возможность выйти на сцену 4 раза за год (в конце каждой четверти) и показать то, чему они уже научились за столь короткий промежуток времени.

С помощью театрализации руководитель коллектива объединяет достижения детей по ритмике, театральным играм, танцу, сценической речи, постановке голоса, превращая игры и этюды в определенный концертный продукт. Преподаватели всех предметов программы «Искусство театра» находятся в тесном сотрудничестве между собой, осуществляя межпредметные связи (работают на одну тему и общий результат). Интересно, что концертные номера не создаются специально, а вытекают из учебного процесса (рождаются спонтанно, в ходе упражнений и этюдов на заданную тему).

«Первоклассный концерт» представляет собой совокупность нескольких тематических концертов с периодичностью раз в четверть, которые подготен и организован учащимися 1 класса театрального отделения совместно с преподавателями. Рассмотрим данный проект подробнее.

1 четверть завершилась «Посвящением в театралы», где юные актеры показали, как из беспомощных неповоротливых кукол, рождаются живые и интересные артисты, как они учатся правильно говорить, танцевать, ритмично двигаться. Инициативу проекта подхватили и первоклассники с музыкального отделения.

Вторым этапом проекта был концерт «Сон в Новогоднюю ночь», где новогодние игрушки оживали (конечно, это были наши первоклассники) и устраивали веселый новогодний карнавал. Здесь и веселые новогодние этюды, и песни, и танцевальные зарисовки. Все музыканты тоже были в карнавальных костюмах, и это придавало их выступлению особую выразительность.

Третий этап – «Широкая масленица» – вытекал из одного из разделов «Театральных игр», посвященных народным играм. Заклички, присказки, веселые хороводы и сами народные игры – так на пересечении различных предметов родилось веселое театрально-игровое зрелище.

Четвертый этап – «Здравствуй, лето!» – продолжил начатую традицию синтеза искусств и межпредметных связей, и также объединил первоклассников с различных отделений.

Обобщая вышесказанное, еще раз отметим, в чем заключается инновационный подход к предмету «Театральные игры» в реализации проекта «Первоклассный концерт»:
  • •  превращение упражнений, игр, этюдов в театральный концертный продукт;
  • •  наличие межпредметных связей: художественное слово, ритмика, танец, театральные игры работают на одну тему и один результат;
  • •  осуществление связи между разными отделениями ДШИ (театральным, музыкальным, художественным);
  • •  театральные и концертные номера не создаются специально, а вытекают из учебного процесса;
  • •  первоклассники получают сценический опыт на малой сцене уже в 1 год обучения.


Можем ли мы назвать данный проект технологией обучения? В современном обществе существуют различные подходы к определению «педагогические технологии». Современный словарь терминов ЮНЕСКО предлагает два смысловых уровня данного понятия:
  • 1. В первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие.
  • 2. Педагогические технологии - это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.


Сейчас использование в обучении современных компьютерных технологий распространено практически в каждой школе (почти у всех есть дома компьютер, у всех организаций свои сайты и т.д.), поэтому возьмем за основу второе определение.

Технологический подход к обучению означает:
  • 1. Постановку и формулировку диагностируемых учебных целей, ориентированных на достижение запланированного результата обучения.
  • 2. Организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями.
  • 3. Оценку текущих результатов и их коррекцию.
  • 4. Заключительную оценку результатов.


При планировании каждого концерта нашего проекта преподаватели всех дисциплин программы «Искусство театра» ставили определенную конечную цель, организовывали учебный процесс в соответствии с этой целью (выступлением на заданную тему), оценивали текущие результаты (успех этюдов, связи упражнений с тематикой выступления, органику существования ребенка в определенных предлагаемых обстоятельствах на театральных играх, работу над стихотворным материалом на сценической речи, овладение певческими навыками на вокально-хоровых занятиях и т.д.) и корректировали их в процессе обучения, анализировали конечное концертное выступление. Таким образом, проект «Первоклассный концерт» ЕДШИ №15 представляет собой инновационную технологию обучения по предмету «Театральные игры» в рамках ДПОП «Искусство театра».

Проект «Первоклассный концерт» включает в себя различные технологии (по Г.К. Селевко): и технологии развивающего обучения, и педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, и педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, и одновременно является авторской инновацией преподавателей ЕДШИ №15. Информация о результатах проекта размещена на сайтах школы и управления культуры г. Екатеринбурга.

Фотогалерея

Новости проекта
«Первоклассный концерт» получил признание в нашей школе!

Конец первой учебной четверти для первоклассников «Екатеринбургской детской школы искусств №15» ознаменовался ярким и значимым событием – посвящением в юные музыканты.